"Their ‘magic’ is Art, delivered from many of its human limitations; more effortless, more quick, more complete (product, and vision in unflawed correspondence). And its object is Art not Power, sub-creation not domination and tyrannous re-forming of Creation." - Дж.Р. Толкин, письмо №131.

Средиземье Второй Эпохи наполнено чудесами и волшебством. Чтобы более менее разобраться во всём этом многообразии, запомните следующие истины:
1. Мир делится на Зримый и Незримый планы бытия. Арда изначально была “спета”. В её основе лежит Музыка Мира, нечто среднее между информацией и энергией. Эту энергию условно можно разделить на положительную – тему Валар, и отрицательную – тему Мелькора. Первая – это свет, исцеление и райские мотивы. Вторая – это лёд и огонь, бури, смерть и голод. Как нетрудно догадаться, в Средиземье доминирует вторая тема.
2. Каждый предмет, животное или разумный имеют своё отражение в Незримом, свою мелодию (вспоминаем Йоду и его «Сила во мне, в тебе и в твоём звездолёте»). Зримый и Незримый (та самая информационная подкладка бытия, план обитания душ и призраков) миры связаны. Влияние на первый изменяет второй, верно и обратное. Следовательно, влияя на мелодии мира можно изменить сам мир, вызывать сверхъестественные явления и наделять предметы необычными качествами, т.е. творить магию
3. Музыка звучит. Если провести аналогию с энергией, то некоторые места излучают её сильнее (Ривендел, Мордор), другие слабее. Различные природные аномалии, вроде Лориэна или могильников Арнора, возникают в местах доминирования одной из Тем. Сильные полярные мелодии взаимодействуют с окружением, могут подавлять мелодии противоположной темы или входить с ними в диссонанс. Если в каком-то месте возникает центр силы с положительной или отрицательной полярностью, она со временем преобразует окружающие земли в соответствии со своей композицией.
4. Из всех живых существ Дети Эру и Айнур отличаются наличием души, существующей на “музыкальном” уровне бытия. Благодаря этому, люди, эльфы и прочие разумные способны творчески воздействовать на Музыку Мира, творить магию. Душа и тело взаимосвязаны, влияя на одно можно ослабить, повредить или исцелить другое, и наоборот. Само собой, для прямого воздействия на души требуется немалое могущество и искусство. Феар невозможно уничтожить или насильно расщепить, даже разбитая и искалеченная душа может со временем восстановиться (или улететь на зов Мандоса).
5. Мощь воздействия определяется волей существа, его умением направлять энергию\мелодию души (вспоминаем Песни Могущества Финрода и Саурона) и природным могуществом (Power). Чтобы понять систему, приведу пару примеров. Допустим, знания и воля Финрода и Саурона во время известной дуэли в Тол-ин-Гаурхот были примерно равны, но Финрод был эльфом, а Саурон – умайа, существо высшего порядка, этот факт обеспечил ему победу. А теперь улыбнёмся: Фродо Бэггинс, обычный хоббит, находящийся в самом низу “пищевой цепочки”, одолел могущественное Кольцо Власти (считай, самого Саурона) за счёт одной лишь силы воли и помощи друзей.
6. Материя Арды устойчива. Чтобы воздействовать на неё через Музыку Мира, требуется приложить немалое усилие (вспоминаем то, как выдыхался Гэндальф во время похода через Морию). Волшебство требует стальной воли и выматывает физически. Воздействуя на одушевлённый объект, заклинатель испытывает дополнительное сопротивление в виде воли цели, которую ему нужно преодолеть для достижения успеха.

Теперь о различных типах волшебства.
1. Магией в привычном понимании владеют только майар и носители Колец Власти (Rings of Power). Вспышки пламени, молнии, ураганы, наводнения, землетрясения, сотворение чего-то из чистой мелодии – это всё к ним. Элронд не сам поднял реку, чтобы та смыла назгулов – он использовал магию своего кольца. То же самое с вихрем Галадриэли, который разрушил Дол-Гулдур.
2. В Арде нет однозначного деления на тёмную и светлую магию, но всё, что направлено на подавление и подчинение чужой воли априори исходит от Моргота. Светлая же магия направлена больше на исцеление, воодушевление и придание новых сил, позволяя Детям Эру самим избирать свою судьбу. float:right
3. Волшебство эльфов, которое люди редко могут заметить и ещё реже - отличить от полноценной магии, называется чарами. Это мягкое воздействие силами души на законы мироздания. Эльфийский чародей не может сотворить молнию, но способен превратить обычную грозу в настоящий шторм. Эльф не может создать дерево на пустом месте, но под воздействием их чар преображается лес в целом, обретая желаемые черты (сравните Лориэн и владения Эола, Тёмного эльфа). Эльфийские чародеи способны наводить иллюзии и различать скрытое, запутывать тропы и наделять вещи светом. Эльфийское волшебство тихое, незаметное, но им, как и темой Валар, в той или иной мере пронизан каждый оплот квенди. Сами эльфы, постоянно воздействуя на свои земли врождённым волшебством, придают им необыкновенный вид.
4. Эльфы – волшебные существа, они излучают тему Валар. Их души несут сильный положительный заряд и естественным образом воздействуют на окружающий мир. Простой пример: когда Глорфиндел встретил Фродо и компанию, ему достаточно было прикоснуться к хоббиту, чтобы его «аура» подействовала на осколок моргульского клинка и замедлить его продвижение (утрируя, душа Глорфа излучала тему Валар достаточно громко, чтобы ослабить чары противоположной полярности).
5. Эльфы всё делают «с душой», и таким образом, предметы их творчества приобретают волшебные свойства. Возьмём лориэнские плащи: при их создании, эльфийские мастера думают о небе и земле, о красках и цветах. Таким образом, они вкладывают эти образы, энергию своих душ в предметы, и те обретают волшебные свойства. То же самое с нервущейся верёвкой, невероятно питательной пище (сделано с любовью!), немаркой одеждой и прочих тонких модификациях реальности.
6. Эльфийским чародеем становится тот, кто научился переносить образы из своего сознания в реальный мир. Основа эльфийской магии - овеществлённое воображение (вспомните, сколько ярчайших образов упоминается в песне про поединок Финрода и Саурона). Чародей направляет и концентрирует естественное излучение своей души так, чтобы эффективно влиять на Музыку Мира и материю Арды. Для каждого из них первостепенны воля, мудрость (ака способность слышать и понимать Музыку Мира) и умение. Возвращаясь к нашим хоббитам, Элронд сумел исцелить Фродо, а Галадриэль – пользоваться чудо-зеркалом именно благодаря умению творить чары (и помощи эльфийских колец). Финрод сумел наделить спутников обликом орков, а Эол – заплёл лесные тропы так, что Арадэль пришла прямо к нему в сети.
float:left 7. С людьми всё сложнее. Они не способны слышать Музыку, их души на порядок слабее чем у эльфов. Только глубокие мистические познания и недюжинная сила воли могут позволить человеку стать колдуном. Но даже тогда, редкий человек сумеет освоить нечто большее, чем различные заговоры и алхимические формулы. Наиболее выдающиеся из числа людских магов способны творить ужасающие ритуалы, проклинать, заживлять раны и болезни, находить воду и накладывать «гейсы» - магические запреты. Но без помощи сторонних артефактов (вроде тех же волшебных колец), им требуется время, немалые усилия и различные реагенты-носители магии (вроде крови), чтобы творить колдовство.
7. Гномы магией не владеют в принципе, но по аналогии с эльфийскими мастерами могут создавать предметы с необычными свойствами, вроде врат Мории, потайного прохода в Эребор и нержавеющего оружия. Впрочем, их «волшебство» - это скорее магическая наука, состоящая из строгих ритуалов и обычаев. Зачастую, гномы сами не понимают, что творят магию, и приписывают чудесные свойства различным материалам и их правильной обработке (к слову, они отчасти правы).

Немного лирики
Магия любого типа сродни творчеству. Создавая лориэнский плащ эльфийка вплетает свои мысли в замысел Эру, словно добавляет новые краски на холст художника, и, тем самым, становится со-Творцом мира. Как и всякое творчество, магия отнимает духовные и физические силы, которые восстанавливаются со временем.
Основой и главным условием применения магии (могущества или чар) является знание законов и принципов Незримого. Для эльфов постижение этих законов является частью естественного познания мира. Потому они не считают их применение магией и называют Искусством. Их творчество лишено многих человеческих рамок, благодаря этому, эльфы способны придавать бытие своим мыслям и желаниям, наделять предметы и существ новыми Незримыми качествами, и тем самым, украшать картину мира. Потому их чародеи зовутся Лормастерами - знатоками законов Зримого и Незримого мира.
Иное дело - с могуществом Айнур (Power). Его влияние выражается в непосредственном изменении или разрушении отдельных элементов картины мира. Айнур обладают непосредственной властью над реальностью и способны преобразовывать её согласно своей воле. Соответственно, светлые Айнур пытаются привести вещи в соответствие с темой Валар, а тёмные - подчинить окружающий мир и переделать его на свой лад. Исходя из этого, магия делится на светлую и тёмную.
Тёмная магия механистична, направлена на простое и эффективное достижение целей волшебника, подчинение и обретение власти над миром. При этом, тёмные Айнур лишаются возможности создавать нечто “вне себя”. Они могут делить свою силу и сущность, подчиняя себе земли и народы, но при этом неизбежно растрачивают свою личность, волю и магическую силу
Светлая магия во многом сродни Искусству эльфов, и является, по сути, его высшим проявлением. Тем не менее, светлые Айнур способны не только исцелять, воодушевлять и зачаровывать, что могут и эльфы, но и подчинять, и создавать что-то с нуля. При этом их творческие способности, большей частью, основаны на том, что они пели во время Музыки Айнур. За пределами этих сфер творческие устремления и магические способности светлых Айнур минимальны.
Искусство и могущество тесно связано с речью, устной и письменной. Гэндальф не зря бормотал свои заклинания, “Слова Власти” - будучи не в полной силе, он был вынужден опираться на них для фокусировки своих майарских способностей, так же как он опирался на посох во время ходьбы. Руны и письмена хранят волю и мысли тех, кто их начертал, потому магические книги представляют нешуточную опасность для неокрепших умов, а неодушевлённые предметы обретают магические свойства. Ещё большей волшебной силы обладают песни и музыка, одухотворённые мыслями и волей творцов.